Главная » Статьи » Мои статьи |
Brand name: Викча Писать о Викче мне одновременно и сложнее, и проще, чем о любом из героев предыдущих заметок. Дело в том, что с ним, в отличие от иных персонажей, в жизни я почти не знаком: как говорится, были друг другу представлены, пару раз встречались у общих знакомых, и не более того. Когда лично знаешь кого-нибудь много лет, то и творчество его всё-таки раскрывается полнее. С другой стороны, когда перед тобой только Автор, Творец, а не «повседневный человек» – в этом тоже есть свои плюсы: ничто не отвлекает от главной темы. В случае с Викчей это, может быть, тем более удачно: он настолько самобытная творческая фигура, что поэт и музыкант «Викча» вполне может существовать отдельно от человека по имени Виктор Вершинин (последний, впрочем, не менее интересен и притягателен в общении, чем «Викча» – в творчестве). Впервые я услышал Викчу на концерте памяти Чичерина (самом первом, в ДК Гознака). Помню, что поразили две вещи: во-первых, это был человек, мне практически неизвестный, пришелец ниоткуда, до того момента я ни разу не сталкивался даже с упоминанием его имени, что, принимая во внимание узость соответствующей тусовки, где все друг друга знают, было просто удивительно. Потом, конечно, общие знакомые нашлись; вообще считается, что на широкую публику его вытащил Данской, а Чичерин был для Викчи в некотором смысле наставником. Во-вторых, поразило само выступление. Не скажу «понравилось», но зацепило сразу: настолько это было самобытно и ни на кого не похоже – по крайней мере, на нашем пермском уровне. Прежде всего манера пения: кто слышал Викчу, тот поймёт. Очень похоже на Стинга, чуть-чуть – на Ревякина, плюс собственные неповторимые интонации. Затем – тексты песен: о, тут есть, где разгуляться фантазии человека, изучавшего литературоведческие дисциплины! Позднее я узнал, что и сам автор – филолог (впрочем, кто бы сомневался), закончил «инъяз» пединститута. Соответствующее образование, да и вообще впечатляющий культурный багаж и эрудиция сказываются на текстах Викчи неумолимо, хотя и не очевидно на первый – или неискушённый – взгляд. Дело тут не в «изысканности» формы: на этот самый первый взгляд некоторые его тексты могут показаться, наоборот, то простовато-корявыми, то наивно-примитивистскими. Но зато содержание их – при всей прозрачности, «разреженности» формы – настолько плотно и многослойно, что просто голова кругом. Может быть, я не прав, но мне за текстами – да чего там, стихами! – Викчи видится не пресловутое поэтическое наитие и озарение (мол, «пишу как пишется»), а сложная, кропотливая, повседневная профессиональная работа с языком. Ещё одна особенность его поэтики – следование не столько русской, сколько западной литературной традиции. Я вообще предложил бы исследовать творчество Викчи студентам-филологам в качестве курсовой: честное слово, там есть что копать! В рамках же данной заметки выскажу только одну «крамольную» мысль: в отличие от многих и многих российских творцов (и поэтов, и прозаиков, и музыкантов), пытавшихся с большим или меньшим успехом вкладывать традиционное русское содержание в западную форму, Викча, мне кажется, поступает наоборот: внешняя форма у него – более-менее типичная для русской культуры, достаточно адаптированная, а вот содержание, поэтический взгляд, метод постижения мира в поэзии – они не наши, не от родных осин… Скажем так: «физика» – русская, метафизика – европейская. Как и его игра на гитаре, и мелодика песен: не похоже ни на бардов, ни на рокеров местного разлива. Кое-кто сравнивает Викчу с американскими фолк-сингерами – не знаю, вполне может быть. Кстати, Викча прекрасно поёт по-английски и пишет собственные англоязычные тексты. С точки зрения музыкальной, я бы сказал, его песни –воплощение концепции world music, смешение множества традиций до полного взаиморастворения. Из этого сплава получается уже не музыка, но некая идея музыки – гармоничная, универсальная, но холодная и стерильная. Эту холодность, эту выверенную, какую-то надчеловеческую безупречность Викча-исполнитель компенсирует своей харизмой, своей неповторимой манерой. Живые выступления Викчи – всегда очень тёплые, его сценическая манера носит даже оттенок некой блаженности. Во время исполнения Викча полностью погружен в песню, он даже поёт часто с закрытыми глазами, но энергетический контакт с залом сохраняется постоянно, и эта энергия – очень позитивная. Может быть, есть среди пермских авторов-исполнителей более артистичные «шоумэны» («пусть азотная среда, пусть шоумэнова эра!»), есть более виртуозные гитаристы, голосистые певцы и изощрённые поэты. Но такого цельного, самобытного и неповторимого творца – нет. Его прозвище – уже не прозвище и не псевдоним. Это, прошу прощения за термин вышеупомянутой эры, брэнд: Викча! Несколько песен Викчи здесь: http://www.akust.ru/people/vikcha/index.php?s=diskogr | |
Категория: Мои статьи | Добавил: bekry (06.06.2009) | |
Просмотров: 1712 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||